пятница, 6 декабря 2013 г.

Общество и грамотность населения



Приведу копии нескольких выдержек из переписки с изобретателем:
- по поваду вертайлера , так я назвал своё изобритение;
- тема токая , вы бы не могли посматреть;
- говарят что что то есть,но гдето и есть загвоздка. . . разве что при зборке хотя вряд ли сами увидите;
- по поваду самого процеса;
- левитация вам о чём то говарит.
Из третьей выдержки даже трудно определить: человек предлагает мне разобраться в его изобретении или сомневается в моих способностях? Я не считаю себя очень грамотным, но так писать, по-моему, стыдно.

В дебатах «Как победить неграмотность?» в телепередаче ТВЦ «Право голоса» от 21.11.2013 многие из выступающих считают, что снижение грамотности происходит из-за уменьшения чтения книг, снижения уровня преподавания и уровня подготовки преподавателей. При этом разделяют чтение книги и чтение текстов на компьютере.

Если до 1990 года вся печатная продукция, включая книги, журналы и прочие издания, подвергалась проверке на наличие грамматических и синтаксических ошибок, то после указанного периода по настоящее время эти проверки практически отсутствуют. Данный недостаток связан с экономическим фактором, который в настоящее время зачастую превалирует над моральным.(см. «Путь, который мы вабираем»)

Кроме того, с внедрение в обиход компьютеров и Интернета, при возросших скоростях обмена информацией, снизились требования общества, в особенности молодежи, к её грамотности. Это происходит из-за недооценки значимости языковой грамотности. Недооценка языковой грамотности переносится и на другие её виды, включая техническую. Грамотные инженеры, слесари на заводах становятся редкостью. Снижение грамотности населения на начальном этапе развития капитализма в России играет на руку бизнесу и коррупции. В дальнейшем это повлечет за собой снижение уровня развития общества, болезни и деградацию личности. Это надо понять сейчас, потому, что потом будет поздно. Потерять легко, а найти или восстановить, гораздо труднее.

Все проводимые реформы в области образования носят популистский характер, показушность демократии и не имеют ничего общего с заботой о повышении образовательного уровня населения.

Не надо противопоставлять книгу (текст на бумаге), тексту на мониторе. При одинаковой грамотности они несут одинаковый смысл и одинаковую воспитательную функцию. Основное различие книги и текста в привычке восприятия информации с определенного носителя.

Для старшего поколения более привычно и доставляет бóльшее удовольствие взять книгу с полки и наслаждаться процессом, включая шуршание переворачиваемых страниц.

Для молодежи чтение с экрана отождествляет ее с прогрессивной частью общества, позволяет быстро ориентироваться, находить и оперировать информацией, что практически жизненно необходимо в настоящее время.

Другое дело, что молодежь, в силу проведенных реформ в области образования, не научена ни языковой, ни эмоциональной, ни моральной грамотности. Откуда могут появиться знания, если многие исторические факты освещаются односторонне и по-разному в различных учебниках. Причем каждый из авторов учебника преподносит свое мнение как единственно верный вариант. Под предлогом воспитания индивидуальности личности внушается ее величие и превосходство над другими. Отсюда неуважение к истории Родины, неуважение к окружающим, неуважение к труду и многое другое. Антагонизм старшего и младшего поколений был и будет всегда. Это закон природы. Надо только чтобы он проявлялся в уважительной форме, позволяющей не соперничать, а сотрудничать обеим сторонам. Это обогатит общество и позволит ему развиваться более высокими темпами.

По данным телепрограммы Евро-ньюс, Россия сейчас по грамотности находится на 127 месте из 160. Самый высокий образовательный уровень в Китае и Индии.

Советской системе образования, на мой взгляд, не столько нужны были реформы, сколько переход от авторитарности преподавания к аргументации предпосылок событий и выводов, излагаемого материала. Однажды на уроке литературы мне поставили двойку лишь за то, что я выразил сомнение в мотивации поступка литературного героя и предложил свою версию. На мой взгляд, преподаватель обязан был доказать бóльшую вероятность существования озвученной им версии мотивации поступка литературного героя или согласиться с возможностью существования других версий. Этим бы он только заслужил уважение к себе и к предмету.

Наши власти и общество страдают волюнтаризмом, нетерпимостью к чужому мнению, хотя проповедуют честную конкуренцию, как стимул к развитию (см."Кому и зачем нужны законы?"). Это вовсе не означает, что каждый преподаватель вправе трактовать факты истории, правила и законы, а также методики изучения предмета по своему усмотрению. Конкуренция допустима на этапе обсуждения и выработки направления образовательной программы. При наличии существенных разногласий, в учебнике необходимо излагать мнение обеих сторон и аргументированно предлагать предпочтительную точку зрения. Суть образовательной программы и учебники должны быть едины для всей страны. Можно согласиться с региональными отличительными особенностями методик и материалов преподавания, обусловленных национальными и конфессиональными различиями. Причем эти особенности должны преподаваться как дополнительный материал, как частный случай образовательной программы для конкретного региона.

Чтобы научить грамоте необходимо, кроме грамотного написания и произношения, привить понимание красоты речи, умение построения фраз, позволяющих наиболее полно передавать эмоции и характер взаимоотношений. Для этого совсем не обязательно, а скорей всего недопустимо, отделять язык и литературу от знания психологии, традиций, этикета и морального воспитания.

Введение в норму поведения в обществе замечаний по грамотности, думаю, было бы желательным явлением. Предлагаемое в указанной телепередаче введение штрафов или порицаний при неправильном произношении или написании, возможно, приведет к желаемому результату, но должно относится только к публичным лицам, имеющим специальное гуманитарное образование.

Нельзя допускать потерю грамотности языка, в противном случае мы потеряем однозначность передаваемой им информации и краткость речи. Люди перестанут понимать друг друга, что приведет к разобщению общества, вражде и затормозит (если не повернет вспять) развитие общества.

Все вышеизложенное может быть реализовано, к сожалению, лишь в обществе, где во главе стоит высокая мораль и равноправие, потому что во многом противоречит основным желаниям и чаяниям капитала. См. «Смотри в корень», «Давайте попытаемся изобрести власть»

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: