четверг, 21 ноября 2013 г.

Путь, который мы выбираем

(Путь! Который мы выбираем?)



Было время коммунистической идеологии, когда во главу развития общества ставились моральные стимулы, а материальное благосостояние различных слоев общества отличалось лишь в несколько раз. Обман, воровство и взяточничество осуждалось и наказывалось. Пропагандировалось достижение наивысших трудовых результатов и развитие личности. Монополия власти привела к ее загниванию. Появились люди с большими возможностями личного обогащения, но в среде существовавших законов не имеющие шансов реализации данных возможностей.

Жизнь общества, путь его развития во многом зависят от его морали, которая может целенаправленно культивироваться и особенно интенсивно в развитом обществе с его мощными средствами массовой информации.

Общество, хотим мы того или нет, никогда на бывает однородным. Есть основная масса и наиболее интеллектуально развитая активная элита, которая культивирует мораль определенного направления.

Каким же путем развивалась мораль на Российской земле? Церковь, призывая к послушанию и знаменитому «не убий», помогала становиться и процветать душегубам Демидовым. Сменившая ее коммунистическая мораль, ключевые позиции которой занимали равноправие и труд на благо общества, в условиях монополии власти не смогла противостоять разложению общества. Какая же мораль проповедуется сейчас и к чему она приведет?

Следует заметить, что во времена правления коммунистов основным стимулом развития общества был моральный стимул. Вспомните ударников коммунистического труда, победителей «лучший по профессии» и других конкурсов. Основной упор делался на достижение успехов и признания личности, а не на материальное вознаграждение. Не стоит недооценивать роли моральных стимулов, которые вели людей к победам созидательного труда и науки, т.е. к прогрессу, пусть не столь быстрому, но гарантировавшему сохранность общества и цивилизации вцелом (см. «Общество и грамотность населения»).

В настоящее время ключевые позиции морали (в соответствии с политикой государства) должны занять высокое материальное благосостояние отдельной личности и ее высокое положение в иерархической пирамиде власти.

С некоторых пор уже запущены механизмы деформации морали общества. Их действие можно проследить на пути развития телевизионных игр и различного рода шоу. Ведь не секрет, что дети, а наше общество тоже как ребенок, учатся на играх. Вспомните первые игры «Что? Где? Когда?». Тогда выигрывали наиболее знающие с развитым интеллектом игроки. Ими восхищались, старались быть похожими на них. Я не помню, чем они награждались кроме совы – символа мудрости. Затем появилось «Поле чудес» с его очками и «призами в студию». Вот уже интеллект начал оцениваться по количеству очков, которые затем переводятся в нечто материальное. Следующим этапом опускания общественной морали становится игра «Кто хочет стать миллионером», напрямую вдалбливающая в наши головы мысль, что интеллект, а вместе с ним и сам человек, оценивается только количеством рублей.

Одновременно индустрия игрового кино, чтобы выжить, отказывается от показа увлеченных, самоотверженных созидателей, а вместо них проповедует алчный, утопающий в роскоши и разврате и пускающий деньги на ветер образ жизни.

Считая, что духовные идеалы человека полностью разрушены и заменены материальными ценностями (далеко не без основания), элита делает новый шаг в разложении общества.

На экраны телевизоров, как наиболее массового средства информации, выходит игра «Слабое звено». Авторы игры, используя уже ставшую нормой тягу личности к наживе, создали условия, в которых наиболее интеллектуально развитые игроки используются на первой стадии лишь для добывания денег, а затем выбрасываются из игры сворой алчных индивидуумов, страждущих любыми средствами заполучить материальные блага. Таким образом, интеллект, как величайшая ценность общества и гарант его развития, уходит на второй план, уступая место низменному желанию заполучить блага любой ценой, которое прикрывается вполне достойным, но не имеющим ничего общего с происходящим, понятием – конкуренция.

Для оттачивания приемов и закрепления навыков «ходьбы по головам» на телеэкраны выходят передачи «За стеклом» и «Последний герой». Это своего рода инкубаторы, фермы по разведению человекообразных акул, ставящих материальные блага выше всяких моральных норм.

В первые дни участники зазеркалья, еще не представляя всего, во что они вляпались, веселы и дружелюбны. Для привлечения внимания зрителей авторами передачи производится стимуляция наиболее сильных инстинктов. Участник с наиболее высокими моральными качествами покидает игру, а остальные, в душе понимающие выбывшего участника и согласные с ним, все-таки продолжают борьбу за материальные блага, оправдываясь тем, что их поступки носят временный характер. В пылу длительной борьбы пределы допустимого постепенно отодвигаются, начинается недоверие, грызня между собой и дело может дойти до физического устранения соперников. Из за стекла, в угоду наживе, могут выйти морально искалеченные, несчастные на всю жизнь люди.

К стати сказать, у передачи «За стеклом» есть и вторая сторона. У писателей фантастов встречаются рассказы, повествующие об обществе, в котором каждый человек находится под непрерывным наблюдением и его действия корректируются согласно нуждам правящей элиты. Передача «За стеклом» может оказаться пробным шаром по приучению общества к круглосуточному наблюдению за личностью и становлению такого поведения нормой. Если учесть, что в средствах массовой информации просачивались сведения об управлении поведением человека с помощью наркотиков или кодирования, то до реализации рассказов фантастов в жизнь остается совсем немного.

Мне не хотелось бы заканчивать статью на такой печальной ноте, тем более, что это всего лишь умозаключение частного лица, основанное на ряде фактов, связанных логикой возможного развития событий. У писателей фантастов предсказания сбываются до 80%, так что у нас еще есть возможность выбрать, что важнее: высокая мораль или сиюминутные материальные блага.

Эта статья была создана в 2003 году, но ее актуальность подтверждается и сегодня фактом обширного отслеживания телефонных и телекоммуникационных связей, а также политикой власти по поддержке бизнеса – самого важного фактора, эксплуатирующего общество и навязывающего мораль потребителя. См также «Общество и жестокость» и «Развитие системы образования», «Смотри в корень» и «Давайте попытаемся изобрести власть».



Все права защищены © 2013 Балезин Н.М.

Комментариев нет: